Следить за новостями:

RSS

Методические рекомендации по вопросам подготовки и реализации региональной программы капитального ремонта

Методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по вопросам подготовки и реализации региональной программы капитального ремонта

 

 

1.    Органы местного самоуправления в формировании и актуализации

региональной программы капитального ремонта

 

 

В соответствии с п.6.1 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище посредством организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Таким образом, законодательно установлено, что в систему органов, обеспечивающих проведение капитального ремонта, включены не только органы государственной власти (как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации), но и органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе, и органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

Разделом IX ЖК РФ рамочно закреплены полномочия (права и обязанности) органов государственной власти и органов местного самоуправления. Детализация указанных прав и обязанностей осуществляется субъектом Российской Федерации.

Основополагающим документом, обеспечивающим проведение капитального ремонта многоквартирных домов, является региональная программа капитального ремонта, утверждаемая Правительством Свердловской области. При этом согласно ч.2 ст.168 ЖК РФ указанная программа формируется, прежде всего, на основании перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Таким образом, в целях формирования региональной программы капитального ремонта органы местного самоуправления предоставляют поадресный перечень многоквартирных домов, расположенных в их границах.

При последующей ежегодной актуализации региональной программы органы местного самоуправления вносят изменения в указанный перечень, исключая те или иные многоквартирные дома (признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также дома, в отношении которых принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, для государственных или муниципальных нужд) и включая дома, введенные в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством в отчетном периоде.

Второе, что обязательно должно быть указано в региональной программе капитального ремонта в соответствии с ч.2 ст.168 ЖК РФ – это плановый год проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Определение данного показателя – это одна из самых сложных задач, стоящих перед органом государственной власти, уполномоченным на формирование региональной программы капитального ремонта. При этом федеральный законодатель закрепил только критерии первоочередности включения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. В остальном субъект Российской Федерации критерии, определяющие очередность проведения капитального ремонта, устанавливает самостоятельно.

Учитывая положения ст.167 ЖК РФ Свердловская область в качестве основного критерия, позволяющего определить плановый год проведения капитального ремонта в многоквартирном доме, определила данные мониторинга технического состояния многоквартирных домов.

Мониторинг технического состояния фактически представляет собой комплекс мероприятий, направленных на периодический сбор, анализ и обобщение информации о техническом состоянии многоквартирных домов, полученной по результатам осмотров многоквартирных домов, обеспечивающих своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

Мониторинг технического состояния многоквартирных домов осуществляется в три этапа:

1) мониторинг технического состояния многоквартирного дома (проводят лица, осуществляющие управление многоквартирными домами);

2) мониторинг технического состояния многоквартирных домов на территории муниципального образования (осуществляют органы местного самоуправления в отношении многоквартирных домов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования);

3) мониторинг технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области (осуществляют Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области и Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области).

При этом орган местного самоуправления (местная администрация, в том числе орган муниципального жилищного контроля) являются непосредственными субъектами мониторинга на первых двух этапах.

На первом этапе – в рамках мониторинга технического состояния конкретного многоквартирного дома – орган местного самоуправления выступает лицом, осуществляющим данный мониторинг в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления многоквартирным домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. В данной ситуации орган местного самоуправления проводит осмотры многоквартирного дома два раза в год. В дополнение к указанным осмотрам мониторинг технического состояния многоквартирного дома осуществляется в случаях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

На втором этапе – в рамках мониторинга технического состояния многоквартирных домов на территории муниципального образования – орган местного самоуправления осуществляет сбор представленной управляющими организациями, ТСЖ, ЖК, ЖСК информации о результатах мониторинга технического состояния каждого отдельного многоквартирного дома, а также проводит группировку домов по году капитального ремонта в разрезе каждого конструктивного элемента и вида инженерного оборудования многоквартирного дома исходя из потребности в капитальном ремонте, сформулированной управляющей организацией, ТСЖ, ЖК и ЖСК. Также на данном этапе орган местного самоуправления осуществляет проверку полноты и достоверности представленных сведений. Если представленные сведения не содержат всего объема запрашиваемой информации, либо исходя из сведений, имеющихся у органа местного самоуправления, следует, что представлены недостоверные сведения орган местного самоуправления осуществляет мониторинг технического состояния многоквартирного дома самостоятельно.

Также в целях реализации региональной программы капитального ремонта органы местного самоуправления обязаны принимать краткосрочные планы реализации региональной программы. Порядок принятия краткосрочных программ органами местного самоуправления разрабатывается Правительством Свердловской области.

 

 

2. Органы местного самоуправления

в системе формирования фонда капитального ремонта

 

 

В соответствии с ч.1 ст.168 ЖК РФ Правительство Свердловской области утверждает региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах соответственно за счет средств бюджета Свердловской области и местных бюджетов.

В течение двух месяцев с даты официального опубликования региональной программы капитального ремонта собственники должны принять решение о способе формирования фонда капитального ремонта: либо на специальном счете либо на счете регионального оператора. Указанное решение направляется в Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области.

По истечению первого месяца с даты официального опубликования региональной программы капитального ремонта Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области направляет в адрес органов местного самоуправления сведения о домах, в которых собственники не приняли и не реализовали такое решение. Орган местного самоуправления, в свою очередь, в соответствии с ч.6 ст.170 ЖК РФ в течение месяца орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.

Если в течение данного месяца не проводится общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора в форме распоряжения главы местной администрации (исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления).

Указанное решение орган местного самоуправления направляет региональному оператору. При этом согласно ч.3 ст.181 ЖК РФ региональный оператор в течение десяти дней после принятия органом местного самоуправления данного решения направляет собственникам помещений в этом многоквартирном доме и (или) лицам, осуществляющим управление этим многоквартирным домом, проект договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме.

Необходимо знать, что региональный оператор обязан направить проект указанного договора в адрес собственников или лица, осуществляющего управления многоквартирным домом, с даты принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта конкретного дома на счете регионального оператора, а не с даты получения указанного решения региональным оператором. В связи с чем органам местного самоуправления следует оперативно: в течение 1-2 рабочих дней со дня принятия решения в отношении того или иного многоквартирного дома о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора направлять данные сведения региональному оператору.

 

 

3. Органы местного самоуправления

в реализации региональной программы капитального ремонта

 

 

Реализация региональной программы представляет собой комплекс мероприятий, направленных на исполнение ее положений, то есть проведение работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и видов инженерного оборудования многоквартирных домов в сроки, установленные региональной программой капитального ремонта.

Основная роль органа местного самоуправления при реализации региональной программы капитального ремонта заключается в согласовании акта приемки выполненных работ по капитальному ремонту в том случае, если заказчиком данных работ выступал региональный оператор (то есть, когда реализован способ формирования фонда капитального ремонта или на специальном счете, владельцем которого является непосредственно региональный оператор, или на счете регионального оператора) вне зависимости от факта наличия или отсутствия муниципальной собственности в многоквартирном доме в отношении общего имущества которого проводился капитальный ремонт.

В дополнение к этому действующим жилищным законодательством в рамках реализации региональной программы капитального ремонта предусмотрено выполнение органами местного самоуправления двух функций: собственников помещений многоквартирного дома и заказчиков работ по капитальному ремонту.

Орган местного самоуправления аналогично, как и при выборе способа формирования фонда капитального ремонта, берет на себя функцию собственников помещений многоквартирного дома в случае, если данные собственники не приняли решение о проведении капитального ремонта в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта.

Необходимо знать, что не менее чем за шесть месяцев до наступления года, в котором региональной программой капитального ремонта предусмотрено проведение капитального ремонта в отношении того или иного конструктивного элемента или вида инженерного оборудования многоквартирного дома, региональный оператор представляет собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта (конкретном месяце), необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.

Собственники, в свою очередь, должны в течение трех месяцев со дня получения указанных предложений принять по ним решение на общем собрании. Если это решение не принято в указанные сроки, то орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора.

Также на органы местного самоуправления косвенно возложена функция по контролю за реализацией региональной программы капитального ремонта в части соблюдения установленных ею сроков проведения ремонтных работ теми субъектами, которыми открыты специальные счета (ТСЖ, ЖК, ЖСК – которые являются владельцами этих счетов) напрямую в кредитных организациях, минуя регионального оператора.

На ТСЖ, ЖК, ЖСК так же, как и на регионального оператора, и в те же сроки (не менее чем за шесть месяцев до начала года проведения капитального ремонта), возложена обязанность представлять собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта (конкретном месяце), необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта. Равно и собственники так же в течение трех месяцев должны принять соответствующее решение на общем собрании. Если собственники помещений в многоквартирном доме в течение указанного трехмесячного срока не принимают такого решения, соответственно в отсутствие такого решения капитальный ремонт в сроки, установленные региональной программой, не проводится, то орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Сведения о том, что капитальный ремонт того или иного конструктивного элемента или вида инженерного оборудования многоквартирного дома не проведен в сроки, установленные региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления получает исходя из сведений, представленных ТСЖ, ЖК, ЖСК по результатам мониторинга технического состояния многоквартирного дома, проводимого два раза в год.

Вторая дополнительная функция органа местного самоуправления – участие в реализации региональной программы капитального ремонта в качестве технического заказчика работ и услуг. При этом в указанном качестве орган местного самоуправления может выступать только, если фонд капитального ремонта формируется на счете, счетах регионального оператора, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации.

 


Бюджет
Городской округ Карпинск
"Дополняя друг друга!"
Информационный портал для людей с ограниченными возможностями здоровья "Дополняя друг друга!"
Доступная среда Свердловской области
Карта доступности АИС "Доступная среда Свердловской области"
Неформальная занятость
-
Исполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года
Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года
Соцопросы — Портал "Открытое Правительство" Свердловской области
Об оценке населением эффективности деятельности руководителей ОМС муниципальных образований
День пенсионера в Свердловской области 2017
-
Правительство Свердловской области
Официальный сайт
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Сайт министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов
Портал малого и среднего предпринимательства Свердловской области
-
Программа «Доступная информация»
В рамках программы каждый житель Свердловской области может получить по льготной цене комплексный продукт: ПК, ПО, подключение к Интернет.
Защита прав потребителей Свердловской области
Сайт содержит базу данных результатов проведенных проверок, на предмет нарушения прав потребителя, а также обеспечивает возможность оперативного поиска необходимой информации по заданным параметрам (по объектам, организациям, производителям).
Министерство юстиции Российской Федерации
Нормативные акты Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
Публичные консультации в рамках ОРВ. Принять участие
Публичные консультации в рамках ОРВ. Принять участие
Управление федеральной службы судебных приставов Свердловской области
Управление федеральной службы судебных приставов Свердловской области
Инвестиционная стратегия Свердловской области — 2030
-
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по СО
-
Инвестиционный портал Свердловской области
-
ГБУЗ СО ОЦ СПИД
-
Работа в России
Общероссийская база вакансий
Официальный сайт "Мои документы"
-
РФ Спорт.инфо
РФ Спорт.инфо
Бизнес-класс
Бизнес-класс
XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов
МОБИЛЬНЫЙ ОФИС ПФР В ВАШЕМ СМАРТФОНЕ
-
Руководителям социально ориентированных некоммерческих организаций
-
Технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК Урала"
Технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК Урала"
 
 
 
Яндекс.Метрика